Банки

Был вклад, да сплыл. Сбербанк потерял 37 000 долларов со счёта клиента

Показать комментарии

В нашей стране кражи из банков случаются часто. То сотрудница одного банка, то другого «вынесла» сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей. При этом страдают не только банки, но и вкладчики. Для того, чтобы украсть деньги, нужно например аннулировать внесение средств по вкладу, да не по одному. Как в таких ситуациях должен поступать вкладчик, разъяснил Верховный суд.

Вкладчик передала доллары сотруднику банка, но вклад исчез. Фото: wp.com

Пришла за деньгами, а вклада нет

Из постановления ВС следует, что Анна Ильина в феврале 2015 года сначала закрыла валютный вклад в Сбербанке на 38 060 долларов, и тут же открыла другой на 37 000 долларов сроком на 11 месяцев 29 дней под 5% годовых. Но когда через два с половиной года она решила забрать деньги, то оказалось, что вклада нет.

Доказать что-либо в банке не удалось, и пришлось идти в суд.

В суде вкладчик представила копии банковского договора, подписанного с помощью электронных подписей, справки о внесении наличных и чеков на сумму 37 000 долларов. Сбербанк же настаивал на том, что операция внесения наличных была аннулирована через полтора часа после открытия вклада, в кассе лишних денег не нашлось, а значит, клиент забрала их. При этом подтвердить или опровергнуть подлинность документов вкладчика банк не смог, поскольку прошло более пяти лет — к тому времени бумажные документы в кредитной организации были уничтожены.

Что решил Верховный суд

Суды всех инстанций встали на сторону банка, и только Верховный суд удовлетворил жалобу Ильиной, отправив дело на новое рассмотрение.

В постановлении (№ 2-1818/2020) ВС указал, что пункт 1 статьи 836 Гражданского кодекса позволяет доказывать факт внесения денег на вклад любыми документами, которые выдал банк.При этом ответственность за выданные документы несёт банк, а не вкладчик, поскольку является менее защищённой стороной.

Документы из банков не выбрасывать, хранить до последнего. Фото: blog-media.lifepal.co.id

Также в постановлении говорится, что ответственность за сотрудников также лежит на банке. Если вкладчик передал деньги работнику, не обладавшему полномочиями, — виноват банк, а не клиент, который не способен определить статус. Раз человек обслуживает клиентов, значит, он сотрудник банка. Может он принимать деньги, открывать вклады или нет — не забота вкладчика.

Примечательно, что нижестоящая судебная инстанция в качестве одного из оснований для отклонения требований Ильиной ссылалась на истечение срока исковой давности. С момента открытия, да и окончания вклада прошло более трёх лет. Но Верховный суд напомнил, что срок исковой давности не распространяется на вклады.

Из истории, случившейся с Ильиной, можно сделать такие выводы:

  • для подтверждения внесения денег на вклад подойдут любые документы, выданные банком (справки, чеки и так далее),
  • документы следует хранить до тех пор, пока деньги находятся в банке.

По материалам

Написать комментарий


Здесь Вы можете оставить комментарий и поделиться своим мнением

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»